Статьи Комменты

Образ детства » Школьные годы » Школьная форма в СССР

Школьная форма в СССР

Давным-давно, в Советском Союзе мальчишки все были темно-синие, а девчата черно-коричневые.

Школьная форма. Она висела длинной чередой (и еще в несколько рядов – по размерам) одинаковых и безликих платьев в Детском мире. Огромный торговый зал, запускают по 5 человек, длинная очередь спускается по лестнице на несколько этажей вниз. Москва, август – купить школьную форму было трудно. А заранее не рисковали – ребенок вырастает за лето быстро, не угадаешь. Вся очередь состоит из мам с детьми, в том числе приезжих, редко папы – где им выстоять и час и два, затем перемерять на ребенка несколько вариантов, а он уже устал, хнычет – бери любое и пойдём…
Из этой ежегодной очереди тоже вырастало уважение к школе – и у родителей и у детей. А еще – упорство в достижении цели.

Коричневое шерстяное платье сильно «кусало» шею – мне всегда оставалась модель с воротником-стоечкой! Были платья с отложным воротничком, застегивались спереди – но их разбирали первыми. Увы…

Школьная форма в СССРШкольная форма в СССРК строгому коричневому платью полагался черный фартук – он покупался на несколько лет и выбор моделей был больше: можно было ухватить гипюровый с оборочками или из простого черного материала, но с воланами, красиво ложившимися спереди и на плечах (а с широким воланом девочка напоминала издали бабочку). Ну и геометрически правильный прямоугольник с узкими или широкими бретелями – эта часть костюма могла быть минималистски жесткой. На фартуке всегда были пришиты карманы – очень удобная штука… Там могло быть все что угодно, вплоть до дохлого червяка – чтобы пугать соседку.

Воспоминания о школьной форме тут же вызывают другие образы – мамину заботу и доброту. Очень хорошо помнится, как я регулярно пыталась отвертеться от необходимости пришивать воротничок и манжеты к школьному платью. Это было еженедельным мероприятием. В субботу вечером нужно было отпороть манжеты, воротничок (вот с этим проблем не было – потянул и готово!), постирать отдельно темные вещи и белоснежные полоски атласной или гипюровой ткани, а когда высохнет – соединить их снова.

Это было ооочень тяжело и мне ужааасно не хотелось этого делать. Моя изобретательность – под каким соусом сегодня передать эту функцию маме – росла от недели к неделе. В ход шло все подряд: я укололась (очень сильно поранилась!) иголкой, кровь не останавливается, испачкаю; у меня не получается пришить ровно; уже очень поздно и я еще долго буду возиться-пришивать, не высплюсь; у меня срочное домашнее задание – забыла сделать вовремя… И масса других отмазок, чтобы только не пришивать. Не помню ни одного раза, чтобы мама отказала в помощи, и все равно переложить эту обязанность на нее не получалось: «Сделай сама! Ты ведь умеешь». «Да, умею, но не хочу!» - вот так озвучить свои желания я почему-то не могла, наверное, стеснялась, совестливо было быть бездельницей. Самым трудным было вдеть нитку в иголку и сделать первые пять стежков.

А вот белый фартук на праздник – это был действительно подарок. Создавал радостную палитру чувств, всегда был красивым, даже самой простой кройки. Я его аккуратно гладила накануне, каждую складочку. Если обнаруживалось небольшое пятнышко – это была трагедия – застирать, высушить утюгом!


И несмотря на единообразие в одежде, мы, девчонки, умудрялись быть непохожими друг на друга. Во-первых, длина платья. Как только оно куплено – в стирку, сразу садится, укорачивается. Дальше надо отрезать и подшить подол. В 1970-х годах мода на короткие юбки была в самом разгаре. Мы соревновались – у кого короче. Учителя требовали длину – не выше 10 см от колена, но никто не измерял. Вот косметику с провинившейся нахалки смывали насильно, а короткие платья принимали спокойно. Борьба за укорачивание заканчивалась, когда девушка не могла подняться по лестнице без подружки сзади. Пацаны собирались снизу и улюлюкали… классный руководитель припечатывал: «срам!» Значит, пора пороть подол и отпускать его вниз…ненамного. А то на родительском собрании тааакое будет! Боялись…

Вторая возможность отличаться – яркие ленты в волосах: хвостики, косы, пучочки, мальвинки. А третья, самая сложная, - различного фасона фартуки. Иногда сшитые самостоятельно – черный сатин или ткань подороже продавались свободно. Шить мы учились охотно, и даже любили уроки труда – из-за веселой добродушной учительницы. Многие наряды, сделанные своими руками еще в школе, я носила и в студенческие годы. А вот пришивать воротничок – просто отвращение испытывала, ну и где логика?

Обсуждение публикации

#1 • 2 июня 2013 00:39 • 
От: Пионер (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Пионерка Наталия wink хи-хи tongue
 
  
#2 • 10 января 2015 16:28 • 
От: SandraS (статей: 0, комментов: 8, группа: Посетители)
Фото
В этом году в наш класс пришла новенькая!.. На линейке все подошли и познакомились, но осень была холодная, одноклассники были в куртках и плащах. Когда мы зашли в здание, и Алиса сняла плащ, мы увидели... коричневое платье и накрахмаленный белый фартук! Пацаны начали хихикать, но девочки грозно шикнули на них и поскорее перевели тему. Всем таких друзей!!!
 
  
#3 • 4 июня 2016 00:25 • 
От: Елена (статей: 0, комментов: 0, группа: Гости)
Фото
Любить или не любить форму у меня вопроса не возникало, потому что не было ни выбора, ни альтернативы. В 9 классе началось послабление - ушла из школы строгая завуч и мы начали нарушать и зимой ходить в летней форме - черная юбка + белая блузка Раньше смена формы была только по команде. Сейчас, спустя много лет, не могу сказать, что считаю форму красивой и удобной, но ностальгия, кончено есть. Кстати, в комсомол мы с подругами вступали, чтобы не носить галстуки, а красоваться в значках и быть взрослее ))